СПТ проводится каждый год в школах, техникумах и вузах страны. Цель теста - оценить процесс становления личности обучающегося. Иными словами, понять, гармонично ли развивается личность юного человека, нет ли у него каких-то факторов риска, которые в будущем могут привести к проблемам, а также какие есть факторы защиты от негативных воздействий.
Для чего оценивать личность ребенка? Тут все относительно понятно: нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и благополучный выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться, и именно тогда встает вопрос о факторах риска.
Но о какой помощи и каких рисках идет речь? Это в первую очередь риск возможного вовлечения в аддиктивное поведение (т.е. употребление психоактивных веществ), риск формирования зависимости от наркотических и других психоактивных веществ. А под помощью подразумевается возможность профилактического консультирования со специалистами, которые могут помочь с тем или иным фактором риска (например, психолог, врач-нарколог, социальный педагог т.д.).
Выходит, это тест про наркотики? Ответишь неправильно, и пятно на всю жизнь? Нет. Тест построен так, чтобы дети оценили социально-психологические условия, в которых живут. Методика СПТ не выявляет наркопотребление или наркозависимость. В ней нет ни одного вопроса об употреблении наркотических или психотропных веществ.
В основу единой методики СПТ положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. МВ. Ломоносова в 2015 г. и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов
детей».